Среди всех проектов Square эта игра держится особняком. Непохожая на прочие японские ролевые игры, она более приближена к классическим компьютерным РПГ в плане своей реализации. Конечно, игра выполнена в стиле аниме (хотя и не совсем традиционного), но сделана настолько серьезно, что наиболее близкое определение, которое я смог подобрать - gothic dark fantasy. Здесь вы не встретите милых кавайных персонажей, наивных главных героев и плачущих героинь, здесь нет даже партии персонажей - вы управляете одним-единственным человеком. Мало того, в игре отсутствует love story, столь типичная для серии Final Fantasy! Начнем перечислять отличия. Во-первых, игра полностью трехмерна, с весьма хорошей для PSone графикой. Камеру можно свободно вращать вокруг персонажа, приближать и отдалять (угол обзора при этом остается неизменным). Во-вторых, здесь нет некоей большой локации вроде города или подземелья, где можно бегать без загрузки. Вся территория поделена на небольшие по размеру "комнаты" - иначе консоль попросту бы не справилась с отрисовкой полигонов, хотя при переходе из комнаты в комнату загрузки очень короткие, так что это никак не влияет на геймплей. В-третьих, во всей игре вы не встретите ни одного магазина, мало того, понятия "деньги" здесь не существует. Где же доставать новое оружие и броню? Ответ прост - вы будете создавать все сами!
Идем далее по списку и остановимся на такой неотъемлемой части игры, как сражения с противниками. Бои происходят в реальном времени и напрочь отсутствует система ATB (Active Time Battle), когда битва идет в псевдореальном времени, а персонаж делает свой ход, как только наберется его шкала действия (такая система использовалась почти во всех последних частях Final Fantasy). Проходит бой следующим образом: при нажатии кнопки "круг" время останавливается, а вокруг Эшли разворачивается стильная прозрачно-зеленая сфера, в пределах которой возможна атака. Тело любого противника поделено на части, по которым можно нанести удар - голова, руки, ноги, туловище. Вообще, такое деление различается у разных типов врагов, например, дракону можно бить по хвосту, а вот по летучей мыши можно нанести только общий удар - в силу ее небольших размеров. Возможно (и очень часто случается) что в сферу попадет не весь противник целиком, а только его часть - в таком случае тоже можно нанести атаку.
В Vagrant Story отсутствует понятие уровня персонажа, есть лишь НР, МР, да несколько характеристик, вроде силы и подвижности. Вес одеваемой брони и носимого оружия сказывается на скорости персонажа и умении колдовства.
Сюжет в игре следующий (без спойлеров, естественно): молодой человек по имени Эшли Райот (Ashley Riot) является бойцом специального подразделения VKP (Валендинские Рыцари Мира, Valendine Knights of Peace). Его отправляют на ответственное задание - во время осады особняка герцога он должен найти и взять в плен некоего Сидни (Sidney), лидера религиозного культа. В погоне за ним Эшли попадет в забытый город магии Lea Monde, столкнется с полчищами противников, среди которых встретятся драконы, нежить и существа из потустороннего мира, достигнет огромных высот в искусстве сражения.
Приведу цифры: вам будут предложены четыре школы магии, десятки вариантов экипировки, созданной вами же на основе 7 материалов, несколько групп боевых умений, 10 типов оружия, множество предметов и драгоценных камней (сами узнаете для чего) и много дней приятной игры.
Все противники в игре делятся на различные классы. Например, люди, драконы, нежить, демоны и т.д. Каждое оружие по-своему действует на разных существ, что обязательно скажется на наносимом повреждении. Существует шкала "совместимости", которая увеличивается тогда, когда вы убиваете монстра определенного типа, то есть оружие как бы получает собственный опыт. При этом нельзя раскачать определенное оружие на всех противников - существуют противоположные типы, которые взаимоисключают друг друга. Есть у любого оружия и другой параметр, знакомый по многим RPG - прочность. То есть когда вы наносите удар, то оно постепенно изнашивается, починить оружие можно только в кузнице.
Отлично реализована в игре система магии. Большое количество заклинаний и красочные визуальные эффекты наверняка не оставят вас равнодушными. Не менее захватывающе смотрятся боевые приемы и скрытые техники.
Интересно реализован в игре такой немаловажный для современных игр фактор, как replayablity, то бишь по-нашему, интерес к повторному прохождению. Пройдя игру один раз вы сможете посетить далеко не все возможные места и наверняка не сможете похвастаться самой лучшей экипировкой - материала не хватит. Чтобы полностью открыть все секреты игры нужно пройти ее как минимум три раза. Как только вы заканчиваете прохождение, на карту памяти заносится соответсвующая запись - если вы после загрузите игру, то начнете все с самого начала, но у вас останутся все параметры, экипировка, НР, МР и выученные магия и боевые приемы, которые вы добыли в нелегких сражениях.
Всем известно, что Square очень любит различные эксперименты, иногда удачные, иногда не очень. Vagrant Story, несомненно, относится к первым, при этом сильно отличаясь от привычных нам RPG, что часто идет ей только на пользу. Не бойтесь же экспериментировать и вы - достаньте диск и погрузитесь в этот удивительный мир, оторваться от него вы сможете не скоро, а мы будем в нём вашими проводниками.