нашел великолепный обзор игры Puzzle Quest на иксбите Близкое знакомство с Puzzle Quest показывает, что у идеологов First Playable не только руки золотые, но и мозги. Сделать столь эксцентричную концепцию дано не каждому. И так построить, чтобы работала без перебоев. Puzzle Quest и работает. В мирное время показывает инвентарь и параметры героя, выдаёт многочисленные задания. А во время битв заставляет гонять по экрану шарики да колдовать выученные заклинания. Казуальное ядро и ролевая оболочка – таков итог эксперимента. Потому Puzzle Quest не открывает новых путей в жанростроении. Он лишь оригинально компилирует классические идеи.
Хотя поначалу сюрпризов не ждёшь. Подобно «взрослым» проектам, Puzzle Quest досконально соблюдает правила приличия. Встречает игрока бравурной музыкой, вводит в кампанию и предлагает на выбор героя. Потом чинно проводит по обучению и не спешит посылает на баррикады. Подход со стороны сценаристов психологически выверен. Наверное, именно так и надо вербовать людей в армию казуалов. Тут даже самый осторожный игрок быстро потеряет бдительность. Он оценит классическую ролевую систему, не заметив подвоха, смело ринется в битву и… И всё. Тут его ожидают два варианта развития событий. Или немедленное отторжение вкупе с изрыганием проклятий в адрес разработчика. Или, напротив, чистая взаимная любовь. Не до гроба, конечно, но сорок с лишним часов она выдержит.
Суть боевого режима – в его показной простоте. Правила его банальны, а первые сюжетные враги легко затаптываются даже новичками. Никакого штудирования мануалов: всё чрезвычайно легко. Шутка ли – во время боя только и требуется, что двигать шарики на квадратном поле. Выстроили три фигурки в ряд – получите бонус. Получилось соединить четыре или пять – имеете полное право на дополнительный ход. Цветные шарики дают герою прирост маны, монеты пополняют казну, а фиолетовые звёзды повышают багаж опыта. Черепа наносят физический ущерб противнику. Использованные объекты исчезают, а им на смену приходят новые. И так по кругу – сколько здоровья хватит.
Не проходит и часа игры, как враги начинают проворачивать сложные комбинации. Уснуть от скуки не получится, на ярый прессинг врага приходится отвечать тем же. Некоторые соперники неоправданно сильны даже в начале игры. Любая ошибка в битве с ними, например, при осаде крепостей, ведёт к неминуемой гибели. Потому эти супостаты отнимают много личного времени. Потому героям приходится расти. Опыт, полученный за битвы, они спускают на благое дело – собственную прокачку. Базовые навыки отвечают за увеличение прироста маны или шанс повторного хода. Умения приобретаются со временем, не прокачиваются и требуют непосредственного применения на поле боя. Их использование тратит накопленную ману. Но зато и эффект они производят чрезвычайно положительный. Умыкнуть энергию из-под носа врага или огреть его заготовленной шаровой молнией – выбор за вами. Лишь бы ресурсов хватало. Одна беда – у противника тоже есть свой набор способностей. И порой, весьма неприятный.
Хотите такой же? Нет проблем. Только сначала извольте построить в столице магическую башню и темницу. И победите супостата трижды. И обязательно разгадайте специальную головоломку, чтобы захватить врага. Наконец, разложите своеобразный «пасьянс», чтобы выучить понравившееся заклинание. Выполнили условия – значит, достойны. Попали в патовую ситуацию – экзамен не сдали. Как видно, процесс добычи заклинаний чрезвычайно кропотлив. Но битвы показывают: время, убитое на обучение, окупается с лихвой.
Второй способ использования врага ещё более унизителен. Некоторых монстров можно, в прямом смысле слова, оседлать. Разъезжать верхом на гигантской крысе не только весело, но и полезно. Каждый «скакун» обладает уникальным умением, которое он может применить в битве. Кроме того, они повышают характеристики героя. Правда, ощутить прирост сразу не получится. Для этого придётся отмуштровать питомца в специальных тренировочных битвах. Они похожи на стандартные дуэли, но с одной поправкой – время на ход строго ограничено. Потому думать приходится не только много, но и быстро.
Последовательное устранение врагов – единственное развлечение игрока. Остальное – сплошная героическая рутина. Купить экипировку, выслушать сплетни в таверне, собрать дань с подчинённых городов… Последние нужно не только захватить, победив в непростой дуэли. Их нужно удержать, поскольку рецедивисты-горожане с радостью порвут ваш флаг на тряпки. Дайте только им шанс, отлучившись в очередной поход, и город придётся захватывать обратно. Уменьшить количество инцидентов позволяет специальное здание в столице. Также стоит чаще навещать свои владения. Грозный вид закалённого воина вмиг отрезвит революционно настроенных граждан. Сложно? Ещё бы. Но Puzzle Quest – очень честная игра. За головную боль здесь платят чистым золотом.
Потратить награбленное проще простого. Пробежка по магазинам – и ваш кошелёк замечательно пуст, а герой красуется в магических обновках. Свойства их привычны: прирост параметров, увеличение защиты. Ещё одно возможное вложение денег – застройка столицы. Здания не только облегчают игру и повышают прирост золота. С ними приходят и новые опции. Щедрые монахи из храма с радостью прокачают параметры героя. За чистосердечное пожертвование, конечно. А кузнец выкует для вас редкое оружие или мощную броню. Для этого понадобятся руны, достать которые – дело нехитрое. Добрались до хранителя, помахали мечом, подобрали с остывающего трупа руну… Всё просто.
На этом ролевая часть Puzzle Quest заканчивается. Важные атрибуты РПГ – атмосфера и мир – фактически, остались не у дел. В Puzzle Quest можно ходить лишь по заранее определённым маршрутам. В Puzzle Quest истории мира уделёно минимум времени. В Puzzle Quest всё условно – и земли, и жители, и поступки. И ладно – это же казуальная ролевая игра. Ей по статусу такие сложности не положены. Зато у неё есть сюжет – героический, пафосный, насыщенный действием. Вторичный, но не без сюрпризов. И ещё задания. Хоть они и сводятся к мордобою, порой, в них не только интрига, но и нелинейность. Выбор, правда, на игру особо не влияет и зависит сугубо от вашей морали. Или аморальности – кому что ближе.
Атмосфере Puzzle Quest серьёзно мешает графика. Слишком она невыразительна. По плоскому ландшафту бегают крошечные пиксельные фигурки. Города, враги – всё нарисовано максимально схематично. Понятное дело, что из всех версий Puzzle Quest для Nintendo DS – наиболее слабая в графическом плане. Глаза спасает лишь художественное оформление проекта. Красивые рисунки персонажей – единственное, чем богата игра. К счастью, ушам игрока живётся проще. Фентезийная музыка трепетно исполняет свою функцию - не мешает игроку думать. Тем и хороша.
Diagnosis
Puzzle Quest – это не просто еще одна игра в стиле Match-3 или ностальгия по Warlords. Этот проект легко раздвигает бронированным плечом границы жанра, преображая известную концепцию до неузнаваемости. Незамысловатый игровой процесс превращается в серьезную шахматную дуэль, где ошибки игрока прикроют выученные заклинания и набранный опыт. Неважно, наслаждаетесь ли вы перестановкой шариков, идете ли по дороге сюжета, готовите мегагероя или гонитесь за новыми сокровищами и артефактами – все составляющие игры увлекают пользователя в настоящую паутину, из которой практически невозможно вырваться.
Puzzle Quest легко перешагивает планку хитовой казуальной игры. На каких стероидах выкормили чемпиона? Во-первых, хорошие физические данные от отца – Warlords, подарившего продуманную вселенную. Вторая ступенька успеха – «шариковые дуэли» от мамы – Bejeweled. И, в-третьих, – гигантское наследство от хитрых дядей-разработчиков, подбросивших младенцу огромное количество заклинаний, бонусов и призов, от которых не то что дети, но и взрослые теряют голову. Впрочем, и наша награда Avis Rara не будет лишней в коллекции чемпиона.
Vere Dictum: обязательно купить, если казуальность – не порок
Pro:
Удачное сочетание ролевых элементов и казуальной игры
Непредсказуемые дуэли
Большое разнообразие заклинаний и предметов
Насыщенная гигантская кампания
Героическая музыка
Contra:
Непрезентабельная графика
Сложность местами завышена; компьютер часто подыгрывает себе